Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 — 25.08.1900) — немецкий философ. Испытал влияние Шопенгауэра. В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры, проповедовал имморализм - отказ от морали, отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам. В работах "Так говорил Заратустра", "Воля к власти" и др., создал теорию "сверхчеловека" - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о "человеке будущего". Душевная болезнь прервала работу философа. Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.
Цитаты
863
Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество
940
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
994
Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних
1050
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь
1126
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него
1277
Познавший самого себя - собственный палач
1381
Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом
1426
Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни
1427
"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал
1665
Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её
1738
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
1976
Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…
1977
Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений
2171
Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных
2371
Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать
2422
Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя
2484
Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…
2580
Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.
2621
…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.
2622
Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…
2623
Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.
2624
...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!
2625
Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…
2626
Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму
2637
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни
2639
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.
Цитаты
863
Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество
940
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
994
Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних
1050
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь
1126
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него
1277
Познавший самого себя - собственный палач
1381
Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом
1426
Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни
1427
"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал
1665
Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её
1738
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
1976
Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…
1977
Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений
2171
Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных
2371
Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать
2422
Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя
2484
Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…
2580
Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.
2621
…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.
2622
Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…
2623
Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.
2624
...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!
2625
Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…
2626
Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму
2637
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни
2639
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.